Львовские нищие
Нищие, эти колоритные уличные личности, есть во всем мире. Попрошайничают ли они потому, что действительно умирают от голода, или потому, что это их нелегкая, но достаточно прибыльная профессия, они так или иначе испытывают нас на милосердие, удовлетворяя иногда нашу мгновенную потребность быть добрее.
Нищие, эти колоритные уличные личности, есть во всем мире. Попрошайничают ли они потому, что действительно умирают от голода, или потому, что это их нелегкая, но достаточно прибыльная профессия, они так или иначе испытывают нас на милосердие, удовлетворяя иногда нашу мгновенную потребность быть добрее.
Совершенно логичным кажется предположение, что нищие жили во Львове всегда. Община нищих существовала во Львове еще в 1471 году. Собирались она на Байках, в районе нынешних улиц Киевской и Коновальца. Побираться ходили не только в город, но и в пригородные церкви и монастыри. Нищие часто сидели около придорожных крестов и фигур на дорогах, ведущих во Львов. Городские хроникеры вспоминают Трясиголову, старосту львовских нищих, который любил сидеть под фигурой с изображением мук Господних.
В начале XVI в. существовал цех львовских нищих. Они имели собственную эмблему и право ведения цеховой книги. Знаменитый историк Львова Иван Крипьякевич считал цех нищих единственным городским профессиональным объединением, которое не дискриминировало своих членов по религиозному или национальному признаку. Права украинцев, принадлежавших к корпорации нищих, были урезаны разве что в том, что они не могли посещать городскую баню.
Можно позавидовать организационным талантам львовской городской власти того времени, которая разрешала попрошайничать только особам, имеющим физические или психические недостатки, наличие которых должно подтверждаться специальными документами. Считалось, что люди здоровые не имеют права побираться, поскольку каждый мог заработать себе на хлеб в селе, где всегда нужны рабочие руки. Нелегальных попрошаек закон наказывал, отправляя на тяжелые принудительные работы. Старосте попрошаек, так называемому «бабскому вийту», магистрат даже установил зарплату за определенные управленческие функции. «Бабский вийт» следил за тем, чтобы нищие занимали свои места согласно корпоративным договоренностям, докладывал городским властям о преступлениях, свидетелями которых становились нищие, сидя на улице. Также вийт должен был решительно бороться с попрошайками-нелегалами. Львовским средневековым нищим жилось совсем неплохо, о чем свидетельствуют городские акты. Некоторые из них имели собственную землю, дома, и даже семьи.
Что касается наших с вами времен, можно констатировать, что в этой сфере, по сравнению со средневековьем, мало что изменилось, разве что в худшую сторону в плане организации этого дела и контроля власти над ней. В начале XXI в. нищие во Львове, или в другом городе, так же имеют определенные места, а «старосты» распределяют сферы влияния.
Формы попрошайничества тоже мало изменились с давних времен. Основную массу нищих древнего Львова составляли инвалиды. Свои увечья они выставляли напоказ как последствия ранений в битвах или пыток басурман за отказ отречься от христианства. Распространенным также был способ выпрашивания денег будто бы на выкуп родных из турецкой неволи, что действительно не было редкостью в те времена. Иногда нищие просили деньги даже на самого себя, отпущенного из рабства под честное слово. Успехом пользовались нищие, рассказывающие, что они только вернулись из святых мест — Иерусалима или Рима. Однако большинство попрошаек честно молились об отпущении грехов тех, кто им подал милостыню.
Все монастыри Львова устраивали обеды для нищих и бедняков. Самими щедрыми считались иезуиты, которые каждый месяц передавали магистрату определенную суму на содержание нищих и убогих. Магистрат средневекового Львова весьма толерантно относился к нищим. Только во время эпидемий их выгоняли за стены города, как потенциальных разносчиков заразы.
С начала XVIII в. количество львовских нищих резко увеличилось вследствие общего экономического и политического упадка когда-то сильной и большой европейской страны Польши. С 1772 г. новая австрийская власть серьезно взялась за наведение порядка во Львове. Было издано распоряжение «О питании настоящих нищих». При храмах создавались общественные комитеты, которые собирали деньги на содержание нищих. Одновременно действовало распоряжение, предписывающее садить под арест на хлеб и воду нищих, «которые спят на улицах». Во время суровой зимы 1803 года, когда в пригородах замерзло несколько человек, львовская власть организовала для нищих специальные ночлежки. В некоторых таких заведениях нищим давали горячую еду. После наполеоновских войн начала XIX в. были изданы специальные указы о нищих-калеках в военных мундирах, которых приказано отправлять в ближайшие казармы, где проверялась их принадлежность к армии.
Во Львове также был распространен обычай подкармливать нищих в частных домах. Некоторые нищие даже имели недельные графики: в какой дом когда заходить, чтобы получить вкусный обед. Известны комические случаи, когда нищие критиковали кулинарные способности хозяек или составляли для себя меню из любимых блюд. Славились лычаковские традиционные праздничные банкеты, когда двенадцати нищим (по количеству святых апостолов) за столом с изысканными яствами и напитками прислуживал сам хозяин. Блаженны милосердные! Насколько эти реальные исторические факты кажутся нам непонятными и странными, настолько деградировало в моральном плане наше общество.
В межвоенной Польше существовало много общественных комитетов опеки над бедными, больными, бездомными, калеками, даже молодыми девушками из села, приехавшими во Львов на работу, чтобы те случайно не оступились и не стали на морально скользкий путь.
В советские времена официально не было бедных, нищих, бродяг, поэтому не существовало никакой государственной или общественной опеки над ними. Такое положение вещей мы получили в наследство, так что еще не одному поколению надо поработать, чтобы наладить такую опеку. Хотя в советские времена нищих было намного меньше, чем теперь, и уж совсем редкими были случаи, когда милостыню просили молодой парень, подросток или отец с ребенком.
«нищий на Галицкой улице» на Яндекс.Фотках
«нищий на Галицкой улице» на Яндекс.Фотках
В новые времена экономической нестабильности и всеобщего обнищания населения количество нищих значительно возросло, попрошайничество развивается, обогащаясь новыми креативными идеями и формами. Давать или не давать милостыню? Христос говорит: «Кто просит у тебя — дай». Он не разъясняет, кому давать, а кому нет. Он не открывает нам, кто действительно беден и не имеет средств на хлеб насущный, а кто на попрошайничестве выстроил дома своим детям. Поэтому, давая милостыню, мы только исполняем волю Христа и выполняем Его волю, открывая прежде всего для себя сокровища там, где их не сможет уничтожить моль и ржавчина.
«Нищие у кафедрального костёла» на Яндекс.Фотках
Не могу не заметить, что говоря о советском периоде Илько Лемко лукавит. Во первых нищих во Львове не было. В мусорниках никто не копался. Были попрошайки -люди которые вследствие тех или иных причин предпочитали жить подаянием. Большую часть составляли цыгане. Помню как-то ехал в поезде и рядом цыгане считали "выручку"- несколько трёхлитровых банок мелочи. Были инвалиды, убогие и просто бездельники. Их объединяло одно - любовь к выпивке, вследствие чего они не могли жить как все. Во вторых утверждать, что тогда власть не заботилась о них не верно. Существовали приёмники-распределители для бродяг и попрошаек, куда их помещали, мыли кормили, проверяли на причастность к преступлениям и ... направляли на трудоустройство или в дом престарелых. В трудовых коллективах и богадельнях они не задерживались, так как там режим, пить нельзя, но это был их выбор, но возможность нормализовать жизнь у них была. Сейчас же приёмника-распределители закрыты, эта категория граждан предоставлена самим себе.
Также не могу не заметить, что если раньше милостыню просили возле входа в церкви и соборы, то сейчас - возле гостиниц и туристических маршрутов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий