суббота, 12 ноября 2011 г.

Доминиканский собор

Латинская надпись над входом "Soli Deo Honor et Gloria" гласит - "Лишь Богу честь и слава"
 Из Легенд Львова от Илько Лемко:
"Война за невесту
На площади Доминиканцев в середине XVI в. разыгралось настоящее военное сражение, а война шла... за невесту. Этой невестой была Гальшка из Острога — самая богатая тогда во всей Речи Посполитой наследница. Естественно, желающих жениться на ней было великое множество. Всех женихов обошел любимец короля, магнат Лукаш из Гурки, который насильно обвенчался с Гальшкой.
Однако мать девушки, Беата, пользуясь благосклонностью королевы-матери Боны, три года не подпускала к дочери нежеланного зятя. Но королева Бона уехала в Италию, и Гальшка с матерью, спасаясь от законного мужа, сбежали во Львов и спрятались в монастыре Доминиканцев под сильной охраной.
Лукаш, ничего не достигнув уговорами, начал мощный артиллерийский обстрел монастыря. Жизнь Львова замерла, торговля фактически прекратилась на несколько недель. Во время военных действий в монастырь пробрался под видом нищего тот, кого действительно любила Гальшка — православный князь Симеон Слуцкий. Влюбленные обвенчались в монастыре, считая предыдущий принудительный брак незаконным. Королю все это надоело, и он приказал львовскому старосте помочь Лукашу захватить монастырь. После того, как по приказу львовской власти был перерезан водопровод, монастырь сдался. Король признал законным мужем Гальшки, конечно же, Лукаша, и несчастную девушку, после недолгого заключения в крепости Высокого Замка, отвезли в замок Лукаша, в город Шамотулы в Польше.
Гальшка не могла забыть своего любимого Симеона и, тоскуя, через некоторое время умерла. Самое интересное, что, согласно закону, Лукаш не получил ни гроша из наследства Гальшки, потому что у них не было детей. Жители Шамотулы до сих пор показывают «башню черной княгини». Так называли Гальшку, потому что она всегда ходила в черном."


Следует уточнить, что "некоторое время" через которое Гальшка умерла,   сложилось в 14 лет.

Теперь о доминиканцах во Львове: монахи-доминиканцы появились во Львове ещё 13 веке, по приглашению князя Льва, который хотел угодить своей супруге - венгерской принцессе Констанции Бонасье.  Название "доминиканцы" (domini canes) в переводе с латыни означает "Господние псы". Это  название хорошо сочетается с деятельностью этого монашеского ордена, которые на протяжении нескольких веков руководил инквизицией.  Герб ордена - лежащая на библии собака с факелом в руках можно увидеть на стене собора. Согласно легенде,  матери будущего основателя ордена - Доминика Гусмана, когда она ещё была беременна   явился ангел и сказал, что родит факел, который сожжет врагов святой веры.

Итак: Бывший Доминиканский костел находится в центре города, неподалеку от Пороховой башни и Успенской церкви, его хорошо видно с башни львовской ратуши.

Из старого советского справочника:

"Доминиканские монахи построили себе готический храм еще в конце XIV века. К середине XVIII века он совершенно обветшал и был в 1745 году разобран. На его месте заложили фундамент нового костела, в основу которого положен проект талантливого инженера и архитектора, коменданта Каменец-Подольской крепости полковника Яна де Витте (1716—1785). Ян де Витте много работал на Украине; по его планам в разное время было возведено немало зданий в Кременце и Почаеве (ныне Тернопольская область), Бердичеве (костел и монастырь кармелитов) и других городах.
Ян де Витте, служивший у гетмана Юзефа Потоцкого, постоянно жил в Каменец-Подольске. Поэтому строительством самостоятельно руководил львовский мастер Мартин Урбаник, после его смерти Криштоф Мурадович, а кончал отделку фасада С. К. Фессингер. К 1764 году костел был в основном завершен, но пожары 1766 и 1778 годов вынудили вновь возобновить работы. Сильно пострадали тогда и корпусы монастыря с готическими сводами и арками,построенные еще в XVI веке (кстати, с этим монастырем связано историческое событие: в 1707 году здесь был подписан договор о союзе между Россией и Польшей в войне против Швеции). В 1865 году была пристроена с левой стороны колокольня, явно выпадающая из ансамбля. Дальнейшие реставрации относятся к 1895 году, когда перестроили фонарь на куполе, к 1905—1914 годам (интерьер) и, наконец, к 1956—1958 годам.
Портретный барельеф в интерьере собора
 Доминиканский костел — самое грандиозное сооружение львовской архитектуры. Его мощный купол, контрастируя с близстоящей башней Корнякта, устремленной ввысь, образует один из наиболее заметных и характерных ориентиров в силуэте города. В архитектуре костела чувствуется некоторая зависимость от прославленных памятников западноевропейской архитектуры — в какой-то мере от знаменитого собора св. Петра в Риме и св. Доминика в Болонье, от римской церкви Марии де Монте Санто и венских костелов — св. Карла Боромеуша и св. Петра. И в то же время — никакого слепого, пассивного подражательства. Авторам удалось создать цельное и самостоятельное произведение архитектуры, отмеченное печатью яркой творческой индивидуальности. Отдельные совпадения следует отнести, по-видимому, за счет не заимствований, а общих принципов и приемов европейской барочной архитектуры.
В плане костел образует удлиненный латинский крест. С обеих сторон к нему примыкают по три глубоких каплицы, посередине — великолепное, смело организованное овальное подкупольное пространство. Громадный эллиптический купол как бы собирает к центру все элементы здания, цементируя их в единое целое. Мощные сдвоенные колонны завершаются восемнадцатью позолоченными декоративными скульптурами, а весь интерьер — роскошным барочным алтарем. Беспокойный, волнующий трепет линий пронизывает интерьер, выдержанный в духе рококо. Позабыв о религиозном благочестии, архитекторы и скульпторы создали затейливое и пышное, очень праздничное зрелище, напоминающее Версаль или растреллиевские дворцы.
Главный алтарь собора - распятие  1397 года и четыре  фигуры апостолов Петра, Павла, Иоанна Крестителя и евангелиста Луки
Эта экспрессия и живописность не ограничивается интерьером. Освобождаясь от легкомысленной грации, интерьер как бы проступает сквозь толстые стены. Все массы и объемы находятся в движении; величавая статика Возрождения уступает место взволнованной, напряженной динамике. Спаренные колонны подкупольного пространства повторены на фасаде и овальном барабане купола. В центре фасада — небольшой балкон, поддерживаемый изящными кронштейнами. Портал изогнут, фронтоны разорваны, сильно нависший карниз раскрепован. Силуэты скульптур и фонаря врезались в небо, активно вовлекая его в общее архитектурное пространство.
Одна главная мысль, один стиль и одна рука чувствуются и в богатейшем скульптурном убранстве костела — статуях фасада и интерьере. Только четыре фигуры главного алтаря, более спокойные и уравновешенные, близки работам художников круга М. Палейовского, а остальные принадлежат, по-видимому, резцу Фессингера и Пинзеля.
Фигура евангелиста Луки с главного алтаря собора
Святые, законники, духовные и светские персонажи предстают в сложнейших позах и ракурсах, подчеркнутых острым, беспокойным ритмом изломанных складок. Необычайная живость изображения и виртуозное мастерство исполнения ставят эти статуи в один ряд с лучшими образцами львовской пластики эпохи рококо.
Доминиканский костел очень богат скульптурами. Одни из них современны самому зданию, другие намного старше его, а третьи моложе. Когда разбирали древний готический костел, то несколько надгробий конца XVI — началі XVII века перенесли в новый. Шесть алебастровых рыцарей в полном облачении уснули мертвым сном. Манера исполнения, чуждая ремесленного схематизма, образы суровых, мужественных воинов говорят о незаурядном таланте скульптора эпохи позднего Возрождения. Некоторые исследователи связывают эти статуи с именем Пфистера, известного нам по каплицам Кампианов иБоимов, и его учеников, но большинство склоняется в пользу авторства Генрика Хорста, одного из лучших львов-ских скульпторов эпохи Ренессанса.
Мемориальная плита Ю.Дунин-Борковской работы скульптора Б. Торвальдсена - барельф изображает женщину, которую Гений смерти ведёт в царство теней и гасит при этом  факел жизни.
 Из других, более поздних скульптур, находящихся в костеле, надо отметить великолепное мраморное надгробие Дунин-Борковской, исполненное в 1816 году Торвальдсеном. Кристальная чистота классицистического рельефа сочетается с очень сдержанным, но волнующим лиризмом, свойственным творениям великого датчанина.
Памятник А. Гротгеру
 Кроме того, в костеле находится памятник выдающемуся польскому художнику-патриоту Артуру Гроттгеру работы В. Гадомского (1880 г.)."

Исключительная красота Доминикаского собора не могла быть не востребована создателями фильма про мушкетёров.  Именно его объезжают герои фильма распевая свою песню

 сначала с одной стороны ...
...
а потом с другой ...
...
В советское время в соборе располагался музей религии и атеизма, в центральном зале висел маятник Фуко, который был призван доказать, что-то вроде того, что Земля вертится, сегодня музей религии располагается в монастырском комплексе, но собор передан греко-католической общине.

З.Ы. Фотографии - мои, а картинки интерьера взяты из путеводителя.

2 комментария:

Unknown комментирует...

Материал крутейший. Искренне благодарю.

Михалыч комментирует...

Спасибо Вам, рад, что понравилось.