пятница, 23 марта 2012 г.

Костёл святого Антония или дворец кардинала

Итак, костёл святого Антония. В книге "1243 улицы Львова" её авторы Илько Лемко, Владимир Михапык и Георгий Бегляров пишут следующее:  " Под № 49 а (по ул. Лычаковской) расположен костёл Римо-Католической Церкви Святого Антония, который не прекращал своей деятельности в тоталитарное время. В 50-60-ые годы минувшего века у костёла  забрали часть его территории, где размещалось кладбище, на котором хоронили священников и сад. В 60-ые годы повредили фигуру Матери Божьей с ангелами перед входом в костёл, сейчас эта фигура стоит за костёлом.  Было убрано стену со стороны улиц Лысенка и Малой, а со стороны улицы Заньковецкой в 70-х годах сделали пролом в стене и лестницу, которая ведёт в скверик, устроенный на месте церковного сада. В конце 80-х годов на этом месте намеревались построить многоквартирный дом, но решительный протест прихожан костёла и жителей прилежащих домов не допустил этого.  В 2003-2004 годах на территории скверика построили хозяйское постройку костёла. При костёле  имеется монастырь Ордену Братьев Меньших Конвентуальных Святого Франциска из Ассирии Римо-Католической церкви." (перевод мой)
Честно говоря, про какую статую Божьей Матери рассказывают авторы я не понял. Статуя всегда стояла и стоит на улице перед входов в костёл. За костёлом я никакой статую не видел. А вот ангелочки исчезли. Могли бы, кстати,  восстановить.
В старом советском путеводителе об этом костёле написано следующее:
"В лучших традициях барочного зодчества решён и костёл св. Антония (1718 г.), расположенный на изгибе улицы Ленина. Собственно, это целый природно-архитектурно-скульптурный коплекс, включающий, помимо костёла, деревья, террасы, лестницы, статуи, вазы, звонницу. Зрителю этот сложный и богатый ансамбль открывается не сразу, а постепенно, по мере восхождения наверх. 
В самом низу - балюстрада и статуя мадонны с двумя путти (когда составлялся путеводитель ангелочки были!) по сторонам. По стилю и композиции она очень близка к одновремённой скульптуре, стоящей перед костёлом Марии Снежной. Очень возможно, что обе они принадлежали резцу С. Фессингера (в книге Котбулатовой "Львов на фотографии" указано, что возле костёла Марии Снежной статуя Мадонны была работы другого скульптора - И-Г Пинзеля). . Исполненная задушевного лиризма, женственности и теплоты, статуя являет собой выдающейся памятник львовской скульптуры середины XVIII века. Затем лестничный марш делает поворот, и мы попадаем на вымощенную  площадку перед узким, устремлённым вверх фасадом,  разделённым по вертикали двойными пилястрами. Наверху барочный щит с покрытой живописью нишей и двумя вазами на скошенных углах. В центре фасада - выдающийся вперёд кубический объём портала с такими же углами, фронтоном и вазами, только немного меньшими по  размеру. 
Возвышенной и праздничной атмосферой пронизан интерьер костёла. Старая живопись сохранилась плохо, но целый ряд алтарей и скульптур в стиле рококо, изобилие позолоченной декоративной резьбы и лепнины, изящных завитков и раковин доносят до нас самый дух той эпохи" Примечания - мои. 
Сейчас - ранней весной, самое лучшее время, чтобы фотографировать архитектурные сооружения Львова. Света уже вполне достаточно, а деревья ещё не распустили листья. Через некоторое время листва скроет многие интересные объекты.
Сзади, наверху находится другой костёл, в котором раньше размещался женский монастырь францисканцев. Сейчас там православная духовная академия киевского патриархата. 
Это фотография сделана львовским фотографом Эдвардом Тшемеским около 1890 г. Взята мною из книги Ирины Котбулатовой "Львов на фотографии - 2 1860-2011", подпись под ней гласит следующее:
" Первозданный деревянный костёл святого Антония Падуанского  вместе с монастырём на ули. Лычаковской 49а построен для францисканцев в 1618-1630 гг. Несколько раз костёл горел. После пожаров и неприятельских набегов новый, уже каменный, костёл был сооружён  на деньги князя Януша (Януария)  Антона Вишневецкого.  т в 1739 году освящён львовским  епископом -суфраганом Самуилом Гловинским. В 1818 г. по плану архитектора Йозефа Маркля сооружено звонницу, со временем костёл  был окружён стеной. В 1900 г. проведена некоторая перестройка и обновлена лестница.  
Для нужд армии во время первой мировой войны, как и во всех львовских храмах, были конфискованы  костёльные колокола, что повторилось во время 2-й мировой войны.
После войны костёл Св. Антония, как и латинская катедра, был открыт для верующих, однако дом плебании был отобран.  После получения Украиной независимости  в костёл снова вернулись  францисканцы.  
Слева от костёла Св. Антония от Лічаковской наверх, на ул. Куркову (теперь ул. Лысенко), поднималась дорога, которая в начале XIX века получала названия Св. Антония.  Это название сменилось  только в 1946 году - на ул. Марии Заньковецкой, правда, в 1943 г. она имела название Антонштрассе, а в 1944 - Св. Антона. В конце XIX века тут был только один дом - графини Клементины Мйончинской, присутствующей на этой фотографии. Перед Первой   мировой войной была застроена вся левая сторона улицы. 

Во время некоторых перестроек в начале XIX  века произошли изменения внешнего вида  костёла Св. Антония. После сооружения звонницы  вокруг костёльной территории было сооружено стену (1830), наружней частью которой стала звонница. Со стороны ул. Лычаковской была сооружена лестница, которая вела к храму, для их декора  на лестничной площадке  была установлена скульптурная фигура Девы Марии Непорочного Зачатия, которая раньше стояла перед входом в костёл, а также ангелов, которые  были даром епископа-суфрагана Самуила Гловинского. 
Сегодня лестница имеет несколько иной вид, ангелочки пропали, но Дева Мария осталась. 
На фотографии помещённой в старый советский путеводитель (1965 г. издания) снаружи лестницы имеется фонарь, сейчас от него остался только подвес.

Именно на этой самой лестнице расположились Атос, Портос и Арамис в ожидании, когда закончится аудиенция Боярского у кардинала Ришелье. 
Сюда же вышел сам великий французский кардинал и дал Тереховой задание выкрасть госпожу Бонасье из Бетюнского монастыря. В этом эпизоде стоящий возле кардинала чёрный дог очень смачно отрыгнул после того, как его приласкала миледи. 
Мадонна действительно похожа на ту, что стояла возле костёла Марии Снежной - на шаре вокруг которого обвилась змея.  
Вид на лестницу сверху вниз для съёмок не годится - там проложены трамвайные рельсы
На фасаде собора размещены две надписи:
POJDZCIE DO MNIE WSZYSCY KTORZY PRACUJECIE i OBCIAZEN! JESTESCIE. MATH. 11. 28.
В переводе это означает вроде "Придите ко мне все труженики и нуждающиеся." Возможно это из евангелия от Матвея 11.28. Я в этом не силён.
А расположенная выше надпись гласит: "Святой Антоний великий покровитель и защитник". И тут указана дата 1840. 13 червня (июня). Во всяком случае я так её прочитал.
Дверь в храм, как видно,  недавно несколько усовершенствовали.
Главный алтарь костёла декорирован скульптурами Томаша Гуттера
Рядом, слева от  входа стоит статуя святого Антония. Падуанского, работы всё того же С. Фессингера. 
Надпись под фигурой гласит:
RENOVATUM ET HUNC IN LOCUM TRANSLATUM 
A.D. MDCCCXCIV 
OPERA
LADISLAI HICKIEWICZ PAROCHI.
В нише наверху костёла нарисована фреска с изображением св. Антония Падуанского, который прославился своими проповедями среди катаров.
Ну и напоследок ещё несколько фоток. костёла спереди и сзади ...


2 комментария:

Pilot комментирует...

Дога тоже отравила миледи?

Михалыч комментирует...

Терехова, не смертельно, так для пробы