«Латинский кафедральный собор» на Яндекс.Фотках
Из старого справочника-путеводителя:
"Единственным памятников, сохранившимся от готического Львова, является Кафедральный, или Латинский собор (Успения Пресвятой Богородицы) - "катедра", как его называют в обиходе. Высокая башня собора хорошо просматривается с разнеых мест и служит одним из важнейших ориентиров в общем силуэте города. Расположен собор между улицами Театральной и Галицкой, прямо при входе на площадь Рынок - исторический, архитектурный, наконец, геометрический центр средневекового Львова. При галицких князьях здесь стоял один из дальних окраиных храмов - церковь Успения. Казимир III распорядился её снести. В 1360 году им был заложен первый камень в фундамент Кафедрального собора, ставшего форпостом и главным святилищем католической церкви на западноукраинских землях.
«Латинский кафедральный собор» на Яндекс.Фотках
Подобно многим памятникам старинной львовской архитектуры, Латинский собор не дошёл до нас в своём первозданном виде. Сейчас это целый конгломерат архитектурных, скульпурных и живописных форм и произведений, создававшихся с XIV и вплоть до ХХ века, всевозможных каплиц, алтарей, росписей, скульптур, нагробий, рельефов, витражей и т..д. Но все эти исторические, временные изменения коснулись главным образом окружения собора и его внутренней декорации. В своей основе, по своим стилевым правилам, главным конструкциям и образно-эмоциональному звучанию Латинский собор может служить характерным примером готической архитектуры.
«Часовня Боинов» на Яндекс.Фотках
Заложили его, как уже говорилось, в 1360 году. Первым архитектором был Пётр Штехер. Строительство столь крупного сооружения, как обычно в средние века, шло медленно, с длительными перерывами. К 1368 году были только закончены фундаменты; спустя тридцать лет - башня. В 1404 году мы встречаемся с мастером Николаем Гонзаго из Вроцлава, который перекрыл сводами алтарную часть. В следующем году состоялось освящение собора. Но только в 1479-1481 годах он был в основном завершён (через сто двадцать лет после начала строительства). Строительство заканчивали вроцлавские архитекторы Иохим Гром и Амброзий Рабин. Правда, и после них в 1493 году Ганс Блехер строил хоры и своды над ними.
И всё же собор, по существу, остался незавершённым. По первоначальному плану средний неф должен был быть перекрыт шестью сводами; осуществлены только три. Поэтому бросается вглаза диспропорция между длинной алтарной частью и сравнительно короткими нефами.
Существенные коррективы в облик собора внёс XVI век. Пожар 1527 года уничтожил башню и своды хор; собор восстановили, но реставраторами его были уже зодчие не старой, готической, а новой, ренессансной эпохи. Это не могло не отразиться на некоторых существенных деталях.
В XVI - XVII века собор обрастает целым рядом каплиц. Каждый крупный магнат, патриций или просто богатый купец считал своим долгом построить каплицу - усыпальницу в самом соборе или около него. Ведь вплоть до середины XVIII века площадь перед собором служила кладбищем, местом захоронения знати. В 1765 году погребения в центре города были запрещены, а все каплицы, склепы и надгробия разобраны и уничтожены. Сохранилась только одна - каплица Боимов (выше на фото), да на внешней стороне апсиды собораочень интересное изображение Войцеха Домагалича (1644 г.), патриция и фундатора одной из не сохранившихся до наших дней каплиц.
В северную стену собора встроена так называемая каплица Кампианов. Возведена она была в 1619 году на средства Мартина Кампиана, властного и могущественного бургомистра Львова, известного угнетателя городской бедноты (справочник был написан в советское время). Богатый негоциант привлёк к работе лучших архитекторов своего времени - Павла Римлянина и его тестя Войцеха Капиноса. ( Некторые исследователи называют ещё имя Генриха Згодливого.) Скультуры с большой вероятностью приписываются Яну Пфистеру из Вроцлава (1573-1642). "
«Латинский кафедральный собор» на Яндекс.Фотках
Дальше я пропускаю несколько страничек справочника, чтобы никого не утомлять . Итак, далее сказано:
"Следующий, XVIII век ознаменовался очень крупными и значительными изменениями в архитектуре и декорациях Латинского собора. В 1765 году начинается его кардинальная реставрация. Сюда приходит целая армия маляров, штукатуров, лепшиков, резчиков, скульпторов, живописцев. Сносится все - кроме Боимовской каплицы, стоявшие вокруг собора; уничтожается кладбище. Стены из двухцветного кирпича покрываются штукатуркой: собор теряет свою первоначальную живописность. Вместо скромной колокольни с готическим щипцом возводится в 1767 году высокая, 65-метровая башня, увенчанная шлемом изысканного усложнённого силуэта в стиле рококо. (В современном путеводителе указано, что собор перестроил тогдашний архиепископ Сераковский, а верхушка башни создана в стиле барокко.) По замыслу архитектора должны были быть две башни, но вторая доведённая до уровня крыши, так и осталась недостроенной.
От себя добавлю, что Латинский кафедральный собор в советское время оставался действующим и обслуживал верующих католической общины города. А также то, что городские власти могли бы задуматься и найти средства на претворение замысла архитектора в жизнь - достроить вторую башню этого собора.
«Латинский кафедральный собор» на Яндекс.Фотках
Комментариев нет:
Отправить комментарий