«"Чорна кам`яниця"» на Яндекс.Фотках
Дом № 4 на площади Рынок во Львове. Построен в 1588-1589 гг. архитекторами Петром Барбоном и Павлом Римлянином. Название получил в XIX веке из-за потемневшего со временем известкового камня. "Чорна кам`яниця" считается наиболее декорированным зданием площади Рынок. Из старого, советского путеводителя (новые пишут на украинском и не так обстоятельно):
К числу лучших, наиболее совершенных художественных памятников всей львовской гражданской архитектуры той поры (XV-XVI вв.) следует отнести дома № 4 и б на площади Рынок, в которых сейчас размещается Львовский государственный Исторический музей.
Дом № 4 известен в литературе и обиходе под названием «Черная каменица», то есть черное здание, или дом Анчовского — по имени одного из его владельцев. Старые источники свидетельствуют, что на этом месте раньше стоял дом, принадлежавший некоему Андрею из Киева и сгоревший в 1571 году. Участок приобрела вдова знатного львовского патриция София Ганель, а через несколько лет, в 1577 году, по проекту уже известного нам архитектора Петра Красовского началось строительство сохранившегося и доныне дворца. Вскоре он перешел в собственность итальянского купца Томаша ди Альберти, а в 1592 году первого львовского аптекаря Яна Лоренцовича. Тогда же, в конце 80-х — начале 90-х годов XVI века, был возведен третий этаж, и строительство в основном было закончено. В 1645 году во владение «Черной каменицей» вступил Марцин Никанор Анчовский, врач и купец, придворный и секретарь Яна Собеского.
В 70-х годах XVII века архитектор Марьян Градовский, называвшийся Выгодным (Удобным), украсил фасад порталом и новыми скульптурными изображениями, поставил аттик, по-новому оформил некоторые интерьеры. Последняя существенная перестройка относится уже к 1884 году, когда из чердака сделали верхний, четвертый этаж. Реставрации 1911 и 1921 годов преследовали цель восстановления первоначального вида здания. В 1926 году оно было отдано под городской музей.
Как и большинство домов на площади Рынок, «Черная каменица» занимает глубокий, но узкий участок. Закон XVI века дозволял лишь три окна по фасаду; на увеличение их числа уже требовалось специальное разрешение и уплата особого налога. Окна, как правило, располагались несимметрично: два окна светлицы на втором этаже, и в стороне — одно окно спальни. Эта асимметрия придает старым зданиям какую-то непринужденность, свободную от скучного, унылого однообразия. Дом № 4 имеет еще одну особенность. Весь фасад покрыт тесаным, потемневшим от времени ромбовидным камнем, образующим «брильянтовую» рустовку. В итальянских палаццо эпохи Возрождения эта рустовка, крупная и тяжелая внизу, в верхних этажах делается более легкой; здесь же русты снизу доверху, от фундамента и до карниза одинаковой величины. Сильно развитый аттик увенчан столбиками и тремя резными обелисками, соединенными декоративными волютами. Подобные аттики очень типичны для польской архитектуры XVI—XVII веков, и мы еще не раз встретим их среди памятников львовского зодчества той поры.
Во всем остальном дом Анчовского выдержан в основных принципах и канонах ренессансной архитектуры. Простота и ясность архитектурного объема, четкое членение по этажам, прямоугольники оконных проемов с наличниками, функциональность и логичность каждой конструкции и каждой детали, органическое сочетание монументальности и изящества — все это ставит здание в число наиболее характерных, классических образцов львовской архитектуры эпохи Возрождения. Сопоставление сильной, энергичной рустовки с ювелирной тонкостью орнамента портала и фриза первого этажа, стилистически близкого к фризу каплицы Трех святителей, придает этому жилому дому очень живописный вид. Подлинной стариной и какой-то своеобразной наивностью веет от барельефов с изображениями богоматери, Георгия Победоносца и, по-видимому, Софии Ганель.
По свидетельствам очевидцев, интерьер «Черной каменицы» отделан был с исключительной по тем временам пышностью. Полихромные потолки, орнаментальные обрамления окон и дверей, бронза, мрамор, картины, восточные ковры, богато украшенная домовая часовня — все это создавало яркое, впечатляющее зрелище. От былой роскоши сейчас сохранилось немногое: несколько деревянных балок, резьба которых заставляет вспомнить традиции народного декоративного искусства, небольшие межоконные колонны, сплошь покрытые превосходным орнаментом из розеток, виноградных лоз и головок херувимов. Тонким вкусом и мастерством отмечена резьба портала, ведущего в часовню. Сложно профилированные пилястры поддерживают небольшой сандрик, инкрустированный цветным мрамором, а на него, в свою очередь, опирается аттик с барельефным Распятием. В обработке материала чувствуются приемы, характерные для местной школы декоративной резьбы по дереву.
«"Чорна кам`яниця"» на Яндекс.Фотках
Комментариев нет:
Отправить комментарий