воскресенье, 26 июня 2011 г.

Успенская церковь

Часовня Трёх святителей Успенской церкви
«Часовня Трёх святителей Успенской церкви» на Яндекс.Фотках
О львовской церкви из "московского справочника"
XIV—-XV века — это время формирования украинской народности, ее обособления от общего корня Древней Руси. Именно тогда складываются как самостоятельные этнические образования братские народы — русский, украинский и белорусский. Тогда же начинается история собственно украинской культуры, архитектуры, искусства. Растет и кристаллизуется национальное самосознание галицких украинцев, их чувство кровного единства со всем украинским народом. И если разбогатевшая верхушка, добившаяся в 1434 году уравнения в правах и привилегиях с польской шляхтой, довольно быстро полонизируется и окатоличивается, то широкие массы оказывают угнетателям упорное сопротивление. Этот исторический процесс принимал разные формы борьбы за родной язык и национальную культуру, за сохранение древней православной веры, а нередко — открытых выступлений сельской и городской бедноты против патрициата и шляхты. Эта борьба в конечном счете вылилась в национально-освободительную войну всего украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого за свободу и независимость, за воссоединение с великим русским народом.
Все это обусловило яркое национальное своеобразие Возрождения во Львове. В замечательных архитектурных сооружениях народ выражал свои понятия о красоте. И даже если проекты выполняли иностранцы, в них непременно ощущается творческая мысль народа-строителя, живой, трепетный пульс его жизни. Слишком крепки и устойчивы были местные художественные традиции, уходящие своими корнями в глубинные пласты Киевской Руси, чтобы не оказать влияния на творчество приезжих зодчих, скульпторов, живописцев. Поэтому-то львовская архитектура эпохи Возрождения имеет столь яркую, неповторимую окраску, а город — свое лицо, непохожее на облик никакого другого города. В наиболее чистой и ясной форме эта творческая энергия народа проявилась в архитектуре Успенской церкви — шедевре не только львовского, но и всего украинского зодчества XVI века, первом и лучшем памятнике эпохи Возрождения во Львове.
Несколько слов о ее предыстории. Самая ранняя православная церковь Успения была поставлена здесь в начале XIY века, во времена княжеского Львова. Потом она обрушилась, а на ее месте возвели в 1421 году другую, каменную, существовавшую до пожара 1527 года. В 1547—-1559 годах архитектор Петр Итальянец построил на средства местного населения и молдавского господаря Александра Лопу-шанина новую, третью по счету церковь. С тех пор она получает второе название — Волошская (от слова Валахия, то есть Молдавия). Но и она просуществовала недолго: в 1571 году сгорела почти дотла. В 1591 году Ставропигийское братство начинает возводить четвертую и последнюю, сохранившуюся до наших дней церковь. В 1629 году она была окончена постройкой, а через два года освящена.
Часовня Трёх святителей Успенской церкви
«Часовня Трёх святителей Успенской церкви» на Яндекс.Фотках
Помимо Ставропигийского братства, строительство субсидировали молдавские господари Павел, Иеремия и Симон Могила, гетман Сагайдачный. Из-за недостатка средств работы неоднократно приостанавливались. В 1592 году братство отправляет посольство к московскому царю Федору Иоанновичу. Царь Федор принял близко к сердцу заботы далеких львовских единоверцев и пожертвовал «пять сороков соболей, пять сороков куниц и 50 венгерских золотых на позолоту царских врат и креста, 25 рублей на церковный причт и 10 рублей на больницу». На внутренней стенке центрального купола строители поместили гербы России, Молдавии и братства, а также надпись «Пресветлый царь и великий князь Моско-России бысть благодетель сего храма».
В подвалах церкви похоронен казненный во Львове в 1578 году Иван Подкова — запорожский казак, ставший молдавским господарем, а также Константин Корнякт (1517—1603) и некоторые другие видные члены Ставропигийского братства. Грек с острова Крит, Корнякт жил в Молдавии, а затем во Львове, где разбогател на торговле вином, аренде городских таможен и откупах королевских пошлин. В конце XVI века он играл видную роль в деловой и культурной жизни города.
«Хозяином» церкви было львовское Ставропигийское братство, пользовавшееся поддержкой московских царей, запорожского казачества и молдавских господарей. Это была наиболее сильная и влиятельная из православных общин, возникшая на базе цеховых организаций и объединявшая многих купцов и ремесленников.
Первое упоминание о ней относится еще к 1439 году; в XVI—XVII веках братство, получившее к тому времени привилегию ставропигии (то есть подчинения непосредственно константинопольскому патриарху, минуя местные духовные власти), становится идейно-религиозным центром православного Львова и всей Западной Украины. Кроме того, Ставропигийское братство взяло на себя просветительскую миссию: организовывает в 1586 году для украинцев школу «семи вольных наук», больницу, типографию, Неподалеку от Успенской церкви, на улице Бляхарской (ныне улица Ивана Федорова) стоял вплоть до XIX века дом.львовского мещанина Билдаги, в котором размещалась вторая «друкарня» великого русского первопечатника Ивана Федорова.
В сложных условиях тех лет Ставропигийское братство, несмотря на весьма умеренные, а подчас и откровенно реакционные взгляды многих братчиков, принадлежавших, как правило, к городскому патрициату, сыграло объективно положительную роль в борьбе украинского населения против чужеземного гнета, настойчивого окатоличивания и ополячивания, борьбе за национальную самобытность своей культуры. Так, например, в решении собрания братчиков, состоявшегося 27 августа 1609 года, сказано об их единении «в той справе, котора ся точит о вольности всего народа руського за потеснением урядов и цехов ремесел вшеляких от народа польского народови руському». И если борьба часто принимала религиозную оболочку, то объясняется это исторической ситуацией.
Однако вернемся к самой церкви. Автором проекта и главным руководителем работ до 1597 года был лучший львовский архитектор Павел Римлянин (ум. в 1618 г.), итальянец, проживший почти всю жизнь во Львове. С ним 2 марта 1591 года братство заключает договор на доставку и обтеску камня и постройку церковных стен. В 1597 году в строительство включается его тесть Войцех Капинос (ум. ок. 1610 г.), а еще через год — Амбросий Прихильный, закончивший церковь. Павел Римлянин отстраняется от строительства, но честь авторства должна принадлежать, по-видимому, исключительно ему: Капинос и Прихильный, надо полагать, были лишь подрядчиками, исполнителями его замысла. Но нельзя недооценивать и роль предшественников. Через всю историю Успенской церкви проходит непрерывная линия местной художественной традиции. Приступая к строительству, Римлянин имел фундаменты и общий план предыдущего храма. По всей вероятности, главная ар -хитектурная идея — соединить средства и формы древнерусского зодчества и Ренессанса— принадлежит не Павлу Римлянину и даже не Петру Итальянцу, а самому Ставропигийскому братству, ревниво сохранявшему древние национальные традиции.
Этим органическим, неповторимым сочетанием старых и новых мотивов, удивительной цельностью и совершенством образного решения и определяется художественное значение этого уникального, единственного в своем роде памятника. Кстати сказать, Успенская церковь оказала воздействие на некоторые сооружения украинской архитектуры XVII века. Так, например, строители Воздвиженской церкви в Луцке (1619—1620 гг.) довольно точно следовали ее планово-пространственной структуре.
В качестве первоосновы строители Успенской церкви избрали типичную композицию украинской трех-купольной церкви, столь распространенной в деревянной храмовой архитектуре. К базилике примыкает с востока полукруглая апсида, а с запада — притвор с хорами, так называемый бабинец. Вдоль внутренних стен идет галерея. Две пары тосканских колонн-столбов разделяют церковь на три нефа, причем средний намного шире боковых.
Каждая часть церкви — центральная, апсида и хоры в притворе — перекрыта крестовым сводом и почти одинаковыми куполами, стоящими на единой продольной оси. Соединения их с кровлей (раньше она была более плоская) выполнены несколько механично.
Во всем остальном архитектура здания безупречна. К сожалению, узкая Руськая улица, на которую выходит церковь, мешает свободному и цельному обозрению ее главного фасада. А он поистине монументален и величествен! Громадная, мощная стена темно-серого, хорошо обтесанного известняка решена в скупом, благородно сдержанном рисунке. Тосканские пилястры во всю высоту дают ей ясное и четкое членение. Между ними полуциркульные глухие арки с небольшими окнами посередине. Наверху, под энергично очерченным карнизом тянется дорический фриз. Триглифы чередуются с метопами, заполненными декоративными розетками и рельефами на библейские сюжеты. Вот Авраам, замахивающийся на сына с какой-то детской беззаботностью, царь Давид, Мельхиседек, Моисей перед пылающим кустом... Резчики сумели вдохнуть в героев Ветхого завета жизненную непосредственность, наделить их местными чертами. Надпись на фризе донесла до нас имена авторов — Якова и Константина Кульчицких.
Успенская церковь имеет еще одну отличительную особенность — кажущееся несоответствие между маленьким порталом и громадной плоскостью главной стены. Сначала вход был с запада, но его замуровали, когда построили примыкающее к церкви здание. В 1629 году в фасаде, выходящем на Руськую улицу, пробили сбоку небольшую дверь. Этот узкий, не сразу заметный проем привнес новый акцент, создав несколько неожиданный по выразительности контраст скромного портала с величавыми арками фасада.
Сильное, ни с чем не сравнимое впечатление производит Успенская церковь. Ее пропорции и детали не столько выверены точным математическим расчетом, сколько угаданы безошибочным чутьем большого художника. Более всего поражает простота и цельность замысла. Решение фасадов, их основные членения строго соответствуют опорным столбам и внутренней планово-пространственной структуре здания.
На первый взгляд Успенская церковь сурова, быть может, даже несколько аскетична. Но это ощущение быстро рассеивается. Ни один зритель, если только он не лишен чувства прекрасного, не может избежать очарования строгих, монументальных, чистых и благородных форм, изящных и в то же время сильных, упругих, энергичных линий. В этой церкви сконцентрировались лучшие черты ренессансного зодчества, органически слитые с традициями национальной украинской архитектуры. Ее облик дышит какой-то спокойной горделивостью, чувством собственного достоинства. В самом центре родного Львова, порабощенного чужеземными угнетателями, украинцы воздвигли замечательный памятник, как бы символ народа, утверждающего свою национальную самостоятельность, зрелость своей художественной культуры.
В ансамбль Успенской церкви неотрывной составной частью входят примыкающие к ней высокая башня-колокольня и каплица.
Первую колокольню начали строить еще в 1568— 1570 годах. Руководил работами Петр Красовский, с именем которого мы уже встречались, а субсидировал их украинский купец Давид Русин. Однако вследствие каких-то просчетов башня рухнула. Нынешняя возведена в 1572—1578 годах. На этот раз в роли архитектора выступает Петр Барбон (ум. в 1588 г.), происходивший из итальянского города Барбона около Падуи. Очень возможно, что соавтором его был Павел Римлянин. Сооружение это известно как башня Корнякта (по имени фундатора).
Во время осады 1672 года колокольня сильно пострадала от обстрела турецкой артиллерии. Архитектор Петр Бебер реставрирует ее и надстраивает последний, четвертый этаж, украшенный шлемом с четырьмя барочными башенками по углам. Общая высота колокольни достигла 66 метров. После пожара 1779 года снова потребовалась реставрация, а в конце XVIII века — в 1783 году на колокольне устанавливают громадный, диаметром в два метра колокол «Кирилл», отлитый львовским мастером Ф. Полянским.
Устремленная вверх башня Корнякта очень выразительно контрастирует с горизонтальной протяженностью церкви. В то же время по своим формам и декору она достаточно проста и скромна, чтобы не конкурировать с главным сооружением. Каждый ярус завершается карнизом и фризом. Первый этаж выдержан в дорическом ордере; верхние — в ионическом. Основным мотивом архитектурного членения стен служат забранные, так называемые «слепые» арки. Сложенная из тесаного известняка, башня очень хороша стройной гармонией своих пропорций, основанных на принципе золотого сечения, подлинной монументальностью, ощущением большой и разумной силы.
Силуэт башни Корнякта хорошо виден с самых дальних концов города. Подходим ближе, и нам открывается цельный, величественный массив церкви. А вот третий компонент ансамбля — каплицу Трех святителей — разыскать не так просто. Со всех сторон она застроена новыми жилыми домами, и проход к ней ведет через самую обыкновенную подворотню. Проходим ее, и вдруг неожиданно предстает перед нами удивительное сооружение, подобное какой-то драгоценной шкатулке тончайшей ювелирной работы.
Успенская церковь во Львове (аксинометрия)
«Успенская церковь во Львове (аксинометрия)» на Яндекс.Фотках
В плане и по композиции это сравнительно небольшое здание очень близко к классическому типу трехсрубных украинских деревянных храмов. Так же как и Успенская церковь, она завершается тремя куполами на восьмигранных основаниях. Хотя отдельные детали несомненно западноевропейского происхождения, в целом эти купола больше похожи на украинские «верхи с заломом», чем на ренессансные фонари. Да и вся богатая резьба портала несколько напоминает украинские иконостасы: не случайно втор ее так охотно варьирует мотив виноградной лозы, столь излюбленный в украинском декоративном искусстве. Замечательным памятником Львовского художественного ремесла конца XVI века может служить дверь кованого металла.
По не только и не столько эти детали роднят ренессансную каплицу с традициями украинского национального зодчества. Главное не в «букве», а в духе ее, в эмоциональном звучании художественного образа. Каплица Трех святителей, покоряющая — при малых размерах —- своей монументальностью и изяществом, волнует зрителя какой-то особой праздничностью, жизнерадостностью, тем лиризмом, что так свойствен национальному характеру украинцев.
И в то же время это типичный памятник эпохи Возрождения. Низко посажены окна с полуциркульными перемычками. Четыре сдвоенные профилированные пилястры с капителями из пальмовых листьев делят фасад на три поля. В среднем поле — портал, обрамленный колонками и мастерской резьбой по камню. Резьба портала и фриза, пожалуй, не имеет себе равной во львовской архитектурной пластике XVI—XVII веков. Виноградные лозы со спелыми плодами, цветы, львиные маски и детские головки сплелись в неповторимый по своей красоте декоративный орнамент. Очень впечатляющим получился и интерьер каплицы: купола изнутри покрыты резным орнаментом XVII века на мозаичном фоне; тускло мерцает золотая смальта в неверном свете, проникающем через витражи световых фонарей.
Каплица Трех святителей возведена в 1578—1591 годах на средства того же Корнякта. Автором проекта является архитектор Петр Красовский. После пожара 1671 года она была восстановлена на средства старшего братчика Алексея Балабана. Тогда же львов-ский художник Александр Ляницкий исполнил алтарные образа и икону Воплощения на фасаде. Тщеславный жертвователь постарался увековечить свои заслуги в высокопарной надписи на испорченном греческом языке. Доска эта вмурована над порталом.
В отличие от многих других памятников львовской архитектуры, ансамбль Успенской церкви дошел до нас почти в неизменном виде. Лишь в 1759 году была построена ризница между башней и церковью. После пожара 1779 года частично перестраиваются купола и крыша церкви, да в середине XIX века каплица Трех святителей соединилась переходом с церковью. Время пощадило этот памятник эпохи Возрождения. Изменения коснулись в основном деталей декора интерьера и отдельных предметов религиозного культа.
Особый интерес вызывают сохранившиеся памятники старой украинской живописи. Первый иконостас, исполненный художником Федором Сеньковичем (ум. в 1633 г.) и установленный в 1630 году, погиб. Спустя семь лет новые иконы пишет по договору со Ставропигией Микола Петрахнович. Но и они не сохранились. Кисти Петрахновича, одного из лучших львовских живописцев XVII века, приписывается «Богоматерь с младенцем» (ок. 1635 г.), вмурованная в стену над входом в церковь с Руськой улицы. Картина эта изрядно попорчена, но все же не настолько, чтобы нельзя было судить о бесспорном мастерстве автора, его определенном стремлении преодолеть догматизм старых канонов, придать традиционным образам лирическую окраску и жизненную теплоту.
Нынешний алтарь может служить типичным примером искусства рококо второй половины XVIII века. По стилю и характеру резьбы он близок к произведениям школы Пинцеля или Яна Канты Фессингера, с творчеством которых нам еще предстоит встретиться. Из других работ следует упомянуть ряд старых икон XVII века в боковых алтарях, серебряный крест работы львовского мастера Касьяновича, датированный 1638 годом, огромный портрет Константина Корнякта, написанный видным западноукраинским живописцем конца XVIII— начала XIX века Лукой Долинским на основе современного изображения прославившегося купца, бронзовые подсвечники работы гданьских мастеров XVIII века, росписи М. Яблонского (1854—1859 гг.) и, наконец, уже совсем новые витражи 1930 года, хорошо вписавшиеся в общий ансамбль. Один из них изображает Богдана Хмельницкого в кругу его соратников.
Ансамбль Успенской церкви — одно из наиболее ярких проявлений творческого гения украинского народа, замечательнейшее сооружение эпохи Возрождения. Такой памятник, несомненно, мог возникнуть только в период большого подъема национальной культуры, в атмосфере интенсивной художественной жизни города. В XVI—XVII веках во Львове работало немало талантливых украинских живописцев и скульпторов.

Комментариев нет: