понедельник, 23 апреля 2012 г.

Собор святого Юра

Собор св. Юра во Львове
«Собор св. Юра во Львове» на Яндекс.Фотках
Давно собирался "забацать" пост о львовском соборе святого Юра или как у нас принято говорить "Юрà"  (с ударением на втором слоге).  Меня останавливало то, что этот собор и без меня настолько известный. что о нём буквально все всё знают.
Но всё-таки я наконец собрался. Не то, чтобы кого-то хочу удивить. Нет, просто хочу восполнить пробел в своём блоге.

Собор св. Юра на старых фото
Фотография сделана в период 1860-1870 гг. фотографом Ю.Эдером. На площади перед собором в эти годы устраивались ярмарки. 
«Собор св. Юра на старых фото» на Яндекс.Фотках
Информацию о соборе я, по своему обыкновению, взял из старого советского путеводителя. Итак:
Вся история львовской барочной архитектуры XVII—XVIII веков явилась как бы введением к созданию ее шедевров— собора св. Юры и Доминиканского костела. Это не только самые прославленные, самые крупные и значительные памятники той эпохи; они как бы вобрали в себя все типические, характерные черты Львовского барокко, стали его итогом и наивысшим выражением. Не просто суммой лучших качеств, а сущностью его, квинтэссенцией, возведенной в многократную степень.
Собор св. Юра на старых фото
Неизвестный фотограф. Ок. 1900 г.
«Собор св. Юра на старых фото» на Яндекс.Фотках

Громадные роскошные храмы, до предела насыщенные обильнейшей декорацией— живопись, резьба, статуи, рельефы, орнаменты... Всей своей массой и образным строем они должны были внушать людям мысль о безграничном величии бога, богатстве и могуществе церкви. Все здесь колоссально, монументально, несоизмеримо по отношению к зрителю; под высоченными куполами человек должен был чувствовать себя маленьким, ничтожным, бессильным.
Собор св. Юра во Львове
«Собор св. Юра во Львове» на Яндекс.Фотках
Было время, когда эти храмы в известной мере выполняли свое назначение: в архитектурном ансамбле города они звучали патетическим хоралом, торжественной, праздничной мессой. Остались они теми же, но изменилась эпоха, изменились люди. И сейчас мы стоим перед ними, преисполненные восхищения, прежде всего, мастерством строителей, их талантом, фантазией, размахом. Каковы бы ни были устремления авторов, когда мы любуемся силуэтом собора св. Юры на фоне чистого лазурного неба или рваных клочьев облаков, гонимых осенним ветром, мы думаем не о «жилище бога», а о человеке, его всесильном разуме и всемогущих руках, создавших такое произведение искусства. Для нас собор—творение народа, пусть специфическое, особенное, но яркое и законченное выражение его созидательного гения, его энергии и неиссякаемой плодотворности национальной культуры.
Собор св. Юра на старых фото
Неизвестный фотограф, ок. 1880 г.  Собор св. Юра был построен на деньги Львовских епископов Афанасия и Льва Шептицких на месте деревянной церкви сооружённой князем Львом Галицким, на высоте 1321 метров над уровнем моря 
«Собор св. Юра на старых фото» на Яндекс.Фотках
Авторы собора св. Юры проявили свой талант еще до закладки первого камня фундамента. Они выбрали для здания замечательно удачное место: на вершине холма, господствующего над всем городом. Естественно продолжая склоны холма, собор как бы завершает его и, устремляясь в небо, связывает их в единое, неразрывное целое. У подножия здания раскинулся прекрасный парк; зеленый ковер подступает к самому собору, а пышные кроны старых деревьев перекликаются с его причудливыми очертаниями. Эту органическую связь архитектуры с окружающей природой, в высокой мере присущей древнерусскому искусству, хорошо чувствовали, по-видимому, художники далекого XIII века.
Собор св. Юра во Львове
В глаза бросается спутниковая антенна на здании примыкающем к собору. Такое впечатление, что установлена связь с небесами. 
«Собор св. Юра во Львове» на Яндекс.Фотках
Первый собор на этом месте был построен около 1280 года во времена княжения Льва Данииловича. Тогда это была небольшая церковь из бука. При взятии города король Казимир сжег ее, но уже в следующем, 1341 году она была восстановлена. В память об этих событиях был отлит тогда большой колокол, сохранившийся до наших дней, — древнейший на Украине. В 1363 году закладывается новая, на сей раз каменная церковь — четырехстолпная, трехапсид-ная базилика византийского типа. Сооружалась она по проекту архитектора Доринга, чье имя нам встречалось в связи с Армянским собором, и закончена постройкой в 1437 году. Эта церковь простояла более трехсот лет, и только к 40-м годам XVIII века окончательно обветшала и была разобрана.
Собор св. Юра во Львове
Над входом установлены фигуры патронов храма святых Афанасия и Льва, венчает аттик фигура святого Юрия-змееборца работы скульптора И.Г. Пензеля. 
«Собор св. Юра во Львове» на Яндекс.Фотках
С собором св. Юры связаны славные страницы в истории города. В 1648 году на площади перед ним и под горой стояли бивуаком казацкие отряды Богдана Хмельницкого, а в 1655 году находилась ставка самого гетмана.
Собор св. Юра во Львове
Неудивительно, что осаждённые львовяне пошли на уступки - отсюда город как на ладони 
«Собор св. Юра во Львове» на Яндекс.Фотках
В сравнительно недавние времена, в 1921 году, в подвалах собора состоялся нелегальный съезд Коммунистической партии Восточной Галиции. Суд над арестованными делегатами съезда вошел в летопись революционного движения под названием Святоюр-ского процесса.
Собор св. Юра во Львове
Грот под входом в собор
«Собор св. Юра во Львове» на Яндекс.Фотках
Строительство нынешнего здания собора началось в 1744 и завершено в 1770 году. Предназначался он для монахов ордена василиан. В 1817 году василиане были переведены в монастырь св. Онуфрия, и собор стал кафедральным, а дом возле него — резиденцией греко-католического архиепископа. Автором проекта собора был львовский зодчий Бернард Меретын, строивший дворец Любомирских на площади Рынок, ратушу в Бучаче, костелы в Лопатине, Буске, Коломые, Вин-никах и других городах. После его смерти в 1759 году собор св. Юры — главным образом купол, интерьер и алтарь — закончил архитектор и скульптор Себастьян Канты Фессингер.
Собор св. Юра во Львове
«Собор св. Юра во Львове» на Яндекс.Фотках
Собор — главный, но не единственный компонент замечательного архитектурного комплекса. Особенностью этого ансамбля, характерной именно для эпохи барокко, является то, что он открывается зрителю не сразу, а постепенно, во времени. Издалека виден только собор на вершине холма, а когда подходим ближе, он почти исчезает. Дорога к нему начинается бурной торжественной увертюрой — великолепными воротами, увенчанными барочным, сильно изломанным фронтоном и очень динамичными статуями. Затем мы поднимаемся слегка в гору: музыкально-архитектурная тема получает некоторую разрядку в успокоенном ритме прохода вдоль каменной ограды с ажурными вазами. Вторые ворота — и мы оказываемся на парадной площади перед собором. Прямо перед нами — прозрачная решетка сада, слева — дом капитула, справа —- колоннада портика митрополичьих покоев (1772 г.), ограничивающих по сторонам пространство двора. Их декор, спокойный и строгий, не конкурирует с собором, а, наоборот, в силу контраста подчеркивает его доминирующее положение. Каменная двухмаршевая лестница ведет нас снова вверх, на искусственную террасу, и только сейчас мы оказываемся вплотную перед порталом собора.
Собор св. Юра на старых фото
Фотограф Яворский 1912 г. - Дворец греко-католических епископов находится напротив собора. Он построен во второй половине 18 века. в стиле Луи XVI с элементами классицизма.
«Собор св. Юра на старых фото» на Яндекс.Фотках
Здесь уже ничто не сдерживает архитектора. Как дирижер в момент сильнейшего напряжения симфонии, когда все скрипки, виолончели, контрабасы, все медные и ударные инструменты звучат в полную, предельную силу, он использует все доступные ему средства. Это апогей, кульминация, наивысшая точка развития темы.
Дворец львовских митрополитов
«Дворец львовских митрополитов» на Яндекс.Фотках
Ансамбль собора св. Юры — один из самых значительных памятников поздней барочной архитектуры. По своей монументальности, сложности объемной композиции, величественности и какой-то сказочности яркого, праздничного облика он в известной мере созвучен творениям великого русского архитектора В. Растрелли. Вообще же структура собора обнаруживает переплетения черт, присущих как украинской, так и западноевропейской архитектуре.
Собор св. Юра во Львове
с "соборного" холма хорошо видно львовский цирк, также как и от цирка открывается очень красивый вид на собор. 
«Собор св. Юра во Львове» на Яндекс.Фотках
Именно для украинского зодчества типична пирамидальность объемов. В плане собор приближается к равноконечному греческому кресту с правильной окружностью подкупольного пространства посередине. Купол покоится на широком барабане, лежащем на высоких подпружных арках. Каплицы по углам креста в сочетании с центральным куполом создают сходство собора с каноническим православным пятиглавым храмом. Однако, в отличие от православных церквей, этот униатский собор обращен своей алтарной частью не на восток, а на запад. И еще одна особенность: иконостаса как такового нет, а вместо него лишь царские врата, установленные между двумя колоннами .
Собор производит очень сильное впечатление. Но если присмотреться внимательно, то восхищает не обилие декораций и не изысканная усложненность формы, а, наоборот, — простота и логичность конструктивного решения, соответствие интерьера и внешнего вида, целесообразность и продуманность каждой детали. Необходимого эффекта авторы собора достигают прежде всего органическим синтезом архитектуры и скульптуры, тонкостью рисунка и мастерством исполнения карнизов, балюстрад, аттика, капителей, скульптур, ваз, фонарей, лестниц, строгим подчинением частного целому.
Очень многим способствовал этому скульптор Пинзель, полноправный соавтор архитектора. Его резцу принадлежат каменные фигуры св. Анастасия и св. Леона на фасаде, громадная конная статуя Георгия Змееборца, венчающая аттик, а также, вероятно, скульптуры на воротах и главном алтаре. В них нет и следа классицистической застылости; они живут, радуются и страдают; в движениях и порывистых жестах сквозит кипучая внутренняя жизнь, в вихре складок —• буйный ветер. Стремительная, напряженная динамика скульптур, порожденная эпохой рококо, еще более усиливается горячим темпераментом художника.
Менее цельно выглядит интерьер собора, в росписи которого принимали участие художники разных эпох и поколений. «Христос-Пантократор» исполнен, к примеру, известным художником второй половины XVIII века Ф. Смуглевичем; несколько овальных картин-икон— его современником Лукой Долынским. В 1876 году собор расписывает Фабьянский; в 1933 году — Осинчук.
Собор св. Юра во Львове
«Собор св. Юра во Львове» на Яндекс.Фотках

Лишь одно здание барочного Львова XVIII века может сравниться с собором св. Юры по своим размерам, монументальности и художественным достоинствам — бывший Доминиканский костел, находящийся в другом конце города, неподалеку от Пороховой башни и Успенской церкви.
Собор св. Юра во Львове
«Собор св. Юра во Львове» на Яндекс.Фотках

Ну, об Доминиканском костёле и Успенской церкви я уже публиковал информацию.

3 комментария:

доктор комментирует...

Сашенька, спасибо за такой объемный материал.

Михалыч комментирует...

не за что

Anton Paramosh комментирует...

Всегда стоит подумать ещё раз и узнать что то новое. "или как у нас принято говорить "Юрà" (с ударением на втором слоге)". Я такого произношения не слышал. Оно не выглядит правильным, но. По русски "собор св. Юры", очевидно и грамматически правильно и ударение действительно на последний слог! Это как: святой Илья - церковь св. Ильи, святой Юр - собор святого Юры!
Спасибо!