четверг, 22 сентября 2011 г.

Из львовских легенд от Илько Лемко

Легенды Оперы Во время недавнего социологического опроса большинство львовян назвали львовскую Оперу символом Львова. Оперный театр имени Соломии Крушельницкой в этом вопросе значительно опередил  Волосскую церковь, Доминиканский собор и собор св. Юра. А благодаря Национальному банку Украины, каждый гражданин нашей страны в любой ее области может любоваться сулуэтом этого знаменитого здания. Львовянам никогда не надоедает повторять, что нашей Опере нет равных в Украине, что она самая красивая и величественная в Европе и в мире. Строительство львовского Оперного театра по проекту талантливого архитектора Зигмунта Горголевского закончили в 1900 году. И первая легенда Оперы возникла сразу же после смерти архитектора. Говорили, что Горголевский через три года после завершения строительства покончил жизнь самоубийством из-за того, что подземные воды Полтвы, которые якобы текут под театром, подтопили здание, и оно треснуло. На самом деле для Полтвы проложили обходной канал, а Горголевский умер по другой причине. Однако львовяне не забывают о том, что под мостовой проспекта Свободы текут воды неспокойной реки. Даже при советской власти было запрещено движение тяжелой воентехники возле Оперного во время праздничных парадов. (В данном случае Илько Лемко явно перевирает. Танки на парадах прекратили демонстрировать никак не из-за "бурной" Полтвы, а  из-за асфальта, которым был покрыт проспект. Вообще, я заметил, что в книге встречаются неточности. Особенно автор неравнодушен к советскому периоду истории города).
Львовский оперный театр 
«Львовский оперный театр» на Яндекс.Фотках 
 Первым директором Оперного театра был Павликовский, который так страстно любил оперу, что часто доплачивал в театральную кассу свои собственные деньги.
Поскольку пышные постановки и контракты с иностранными знаменитостями требовали огромных средств, директору-любителю пришлось продать свое поместье в Медице, чтобы спасти от финансового краха свое любимое детище. Сам директор считал большим счастьем изредка появляться на сцене театра статистом во второстепенных ролях. У львовской оперы есть собственные романтические трагедии. В начале прошлого века из-за несчастной любви к певице театра покончил жизнь самоубийством известный львовский окулист Бужинский. А в 1912 году в припадке бешеной ревности известный львовский ловелас, юрист и банкир Станислав Левицкий застрелил свою замужнюю пассию, актрису Янину Огинскую-Шендерович. Существует очень интересная легенда о чудесном занавесе «Парнас», который исправно служит театру уже более ста лет. Когда строительство театра близилось к концу, основатели Оперы решили, что занавес должен быть таким же помпезным и торжественным, как сам театр. И послали знатоков-специалистов в театры Европы — подобрать образец занавеса, который бы больше всего подходил Львову. Больше всего посланцам понравились занавесы в Миланском театре и в театре Кракова. Как оказалось, их автором был известный художник Генрик Семирадский (поляк родом из Украины). Ему и заказали театральный занавес.
Небольшое отступление : Одна из последних картин художника – Занавес Львовского оперного театра. Первый раз он опустился над сценой 13 января 1901 года. Очень часто в путеводителях встречается название «Музы на Парнасе». Но это не совсем так. На занавесе изображены не музы, а аллегорические фигуры. Автор так объясняет его содержание. «Содержание завесы: Творчество, Жизнь, Театр составляют символическую триаду сюжета. У подножья горы Парнас на фоне храма Аполлона, бога поэзии и искусств, изображена центральная фигура Вдохновения в виде Пифии в момент пророчества. Рядом стремится ввысь окрыленная Фантазия, которая образовывается из таинственных испарений, выныривающих из глубин земли. По другую сторону дельфийского треножника, на котором сидит Пифия, стоит Разум в доспехах Миневры с весами в руке – символом равновесия. Он дополняет и уравновешивает Фантазию в акте сознательного творчества. Справа на фоне мрачного пейзажа видно толпу людей, которые гонятся за призраками земного счастья: Фортуной, Славой, Любовью – главными пружинами трагикомедии мира. Аллегорическая фигура Истории левой рукой указывает на эту безумную погоню, а в правой руке держит книгу с написанными на ней словами: «Так было, так есть, будет ли так всегда?». Фигуры Трагедии и Комедии дополняют эту группу. Слева изображены аллегории театральных искусств. Оперу символизирует женщина в пурпурном плаще, которая опирается на арфу и смотрит на Вдохновение. Ее двойную природу раскрывает Поэзия (с лирой в руке и лавровым венком на голове) и Музыка в виде Сирены, полуптицы-полуженщины. Около них разместилась Оперетта, шутливо улыбающаяся женщина, которая держит лиру, украшенную комической маской. На первом плане девушка с двумя амурами олицетворяет Танец.»

Генрих Семирадский. Занавес Львовской Оперы


Почти четыре года, пока шло строительство театра, художник работал над своим шедевром. Но когда работа была закончена и пришла пора открывать театр, оказалось, что денег для выкупа занавеса у основателей нет. Театр строился, в основном, на средства меценатов, и все они заявили, что денег больше не дадут. Заказчики, повесив головы, отправились в Италию и сообщили Семирадскому, что денег, чтобы заплатить за его работу, нет. Художник оказался человеком добрым, не рассердился на бедолаг, повел их в свою мастерскую и показал занавес. Львовяне утратили дар речи и простояли целый день, любуясь шедевром, о котором столько мечтали. Поздним вечером гостей попросили оставить мастерскую. Целую ночь львовские ценители искусства спорили о художественных нюансах величественной картины, а на рассвете снова стояли на пороге мастерской, умоляя Семирадского еще раз показать им занаавес, чтоб решить их спор. Художник заинтересовался предметом спора и провёл вместе с гостями возле занавеса несколько часов. На следующий день львовяне должны были возвращаться домой, и они уговорили мастера в последний раз показать свой шедевр. И тогда Генрик Семирадский понял, что никто так не оценит и не полюбит его картину, как эти люди, и нигде в мире она не будет так красиво смотреться, как в том месте, для которого предназначена. И мастер совершил прекрасный поступок — подарил плод своего вдохновения львовской Опере. Это было накануне открытия театра в 1900 году. В 1902 году художник умер, но его чудесная работа до сих пор радует изысканный художественный вкус львовян. (Вообще обстоятельства уговаривания художника очень правильно характеризует характер львовян

Во львовской Опере обрастали легендами не только люди, но скульптуры. Так, предметом одного из самых фантастических споров, которые когда-либо случались в нашем городе, стала главная скульптура Оперы «Слава», венчающая фронтон здания. Профессор львовского университета Марс много лет преподавал акушерство и гинекологию и как-то, проходя с друзьями возле театра, побился об заклад, что у «Славы» не случайно такой круглый животик. Профессор поклялся своей научной честью, что такой живот бывает только у женщин на четвертом месяце беременности. Чтобы подтвердить свои слова и выиграть пари, Марс пошел к скульптору, который ваял «Славу», и взял у него адреc натурщицы, позировавшей ему. У натурщицы и в самом деле оказался ребенок. На основании даты его рождения принципиальный профессор подтвердил свою правоту и доказал, что наша львовская «Слава» действительно беременна.

Комментариев нет: