пятница, 7 декабря 2007 г.

Дядя Эрих, Львов, жаркое лето 53-го и сволочи американцы

Давно хочу рассказать историю, про дядьку моей матери, брата ее отца. Она свидетельствует, что Львов для меня не совсем чужой город и что здесь у меня, возможно, имеется неизвестные родственники.

Итак, по порядку: дядю моей матери звали Эрих, родился и жил он в немецкой земле Тюрингия и был в семье белой вороной. Не спокоен он был по отношению к женскому полу, что в те годы не поощрялось. Из-за семейных конфликтов по этому поводу в семье в 37 году он решил убежать от всех своих жен в … охваченную гражданской войной Испанию, где в интербригаде воевал против франкистов, так как всю жизнь придерживался левых, можно сказать коммунистических, убеждений. Однако, когда Франко, при помощи немецких и итальянских фашистов, одержал верх, дядя Эрих вынужден был вернутся в родной фатерланд. Своё участие в гражданской войне в Испании он не афишировал, в семье, конечно, знали, но держали язык за зубами, и поэтому никакое гестапо его не трогало, а когда началась война, его просто призвали в армию.

Благодаря своим личным качествам по части достать выпить и снять девочку, в войну он совсем неплохо устроился в тылу. Длительное время дядя Эрих служил в оккупированном немцами Львове, где был завхозом дома отдыха немецких офицеров – попросту говоря борделя. Заделался Эрих эдаким шестеркой, вроде бравого солдата Швейка в бытность того денщиком у оберфельдкурата Каца. Где располагался этот бордель, я не знаю, но львовские старожилы мне говорили, что якобы в отеле «Жорж». Впрочем, я не уверен, что это так. Моя мама, которая знала своего родственника как заядлого бабника, до самой своей смерти была уверена, что дядя Эрих и во Львове порядочно наследил, поэтому она предполагала, что в городе у нас полно родственников. То, что случайные прохожие меня неоднократно принимали за другого человека, вроде бы подтверждает такое мнение. Впрочем, это не факт, а предположение. Все люди друг на друга похожи.

После войны дядя Эрих вспомнил свои коммунистические заслуги и занял какую-то видную должность среди местной власти. Но человек он был вольных взглядов, установившийся в ГДР режим его не устраивал и летом 1953 года он стал одним из руководителей народных выступлений против режима.

Мама тогда работала в магазине «Международная книга» в это время она уже была знакома с отцом, который во время «беспорядков» был в отпуске в Союзе. Она рассказывала, что чуть не умерла от страха, когда она увидела своего дядьку на окруженном толпой грузовике, с которого Эрих в рупор выкрикивал призывы захватить тюрьму и освободить политических заключенных. В это время в магазине было несколько советских офицеров, в том числе и «особисты», которые знали отца, и мама очень переживала, что они узнают о родственных связях главного бунтовщика. Но офицеры больше переживали, как самим унести ноги и не попасть под раздачу «бунтовщикам». Они попросили вывести их черным ходом и быстро смылись.

О тех событиях «жаркого» лета 53-года в Германии отец так написал в своём дневнике:

24 июня 1953 года. Среда.

Опять Германия!...

Ещё в Москве я читал в газете о волнениях в Восточном Берлине, но только по дороге Брест – Франкфурт и, особенно, после и в городе узнал много подробностей и размах.

17-го июня почти во всех городах ГДР население, подстрекаемое фашистскими элементами и американскими агентами, вышло на улицы, громя государственные учреждения. В городе в качестве сигнала в 7 утра зазвонили колокола, а затем загудели сирены заводов. В Йене, Магдебурге были разгромлены тюрьмы и выпущены заключенные. Командира двадцатки полковника Пискарева, въехавшего в Йену на машине раньше частей, «демократы» окружили и осыпали оскорблениями. Его выручили только автоматчики из мотоциклетного батальона. Самые сильные волнения были в Йене, Магдебурге и особенно в Берлине. Убивали партийных руководителей, служащих народной полиции. В дело были введены оккупационные войска. В Магдебурге, кажется, пехота с карабинами «на руку» разогнала демонстрантов, в Берлине и Лейпциге стреляли. Да, говорят, что были сняты диверсантами наши часовые у Бранденбургских ворот. Сильное волнение было в Галле, да и во многих других городах.

В городе наводил порядок замкомандира гаубичного полка подполковник Голиков. Войск было мало: только оставшиеся для охраны зимних квартир, да ещё надо было охранять склад боеприпасов. Тремя взводами на тракторах с прицепленными орудиями он разогнал толпу у тюрьмы и, как раз во время, т.к. первые ворота были уже взломаны. Потом подошли танкисты, на танках носились по городу, заставляя всех шарахаться в стороны.

Много арестованных, некоторые уже расстреляны, введено военное положение. Улицы патрулируются нашими солдатами, которые одеты в каски, и народной полицией. «Демократы» при встрече шарахаются в стороны, давая дорогу (видно здорово их побили прикладами), но в глаза не смотрят, то ли со стыда, то ли со злобы. Во время волнений было много пьяных немцев, продажа спиртных напитков запрещена.

Отдохнув, я встретил в городе полковника Дьгана (или Дьячана? – не разобрать), он и п/п-к Булганов (Булгаков?) проводили совещание и очень неважно. Обвиняли Голикова и других в том, что проявили близорукость и допустили это выступление. Смешно! Ведь общаться с немецким населением запрещено….

Международное положение неважное, Эйзенхауэр ассигновал на провокации в Германии 50 млн. долларов, Лисынмановская (?) клика насильно освобождала северо корейских военнопленных и принудительно включала в свои войска. 19-го июня в США в тюрьме Синг-Синг в 20 часов по нью-йоркскому времени по обвинению в «атомном» шпионаже казнены на электрическом стуле Этель и Джулиус Розенберг….

Но дяде Эриху и в тот раз удалось выйти невредимым. По подложным документам он уехал в Швейцарию, где безбедно жил до конца 80-х годов. Правда, про него в нашей семье при детях не говорили и, к сожалению, его фотографий я не имею. Была надежда, что семейные фотографии достанутся от моей тетки, которая умерла в США несколько лет назад, но перед смертью тетку одурачили юристы: оказалось, что она подписала завещание в пользу своего душеприказчика, а тот (вернее та) и не подумал, что родственникам нужно выслать хотя бы семейные фото. Сволочи они все, эти американцы, после этого. Вот, что я хочу сказать.

11 комментариев:

Pilot комментирует...

Вполне возможно, что офицерское казино было в доме офицеров.
Хотя Жорж тоже исключать нельзя.

Pilot комментирует...

Чего всех американцев из-за жулика юриста сволочишь?

Михалыч комментирует...

Чего всех американцев из-за жулика юриста сволочишь?
Да они все такие, всех за дураков держат.

Анонимный комментирует...

Те выступления возникли в том числе и из-за решения ГДРовских властей ввести по совету советских товарищей сдельную оплату труда вместо принятой почасовой...

Решение отменили... выступления потеряли массовость

Магнус комментирует...

Интересно.

Что то мне подсказывает, что таких историй наберется на целую книгу :)

Михалыч комментирует...

Дальтоник said...

Те выступления возникли в том числе и из-за решения ГДРовских властей ввести по совету советских товарищей сдельную оплату труда вместо принятой почасовой...

Решение отменили... выступления потеряли массовость

Причины недовольства несомненно были. Ведь положение немцев в ГДР было сравнимо с положением теперешнего населения Ирака.
Но основную организующую роль тут сыграли США и Западная Германия. Еще одним поводом стала смерть Сталина и изменение в политическом курсе страны. Ведь наш реформатор Хрущев в стремлении отомстить мертвому Сталину за сына стал во всеуслышание возмущаться тем, что "Сталин насаждал разведку в странах социализма".

Михалыч комментирует...

Магнус said...

Интересно.

Что то мне подсказывает, что таких историй наберется на целую книгу :)


Думаю, что наберется отец всю жизнь вёл дневник начиная с 38 года, с перерывом на войну.

Анонимный комментирует...

"Чего всех американцев из-за жулика юриста сволочишь?
Да они все такие, всех за дураков держат."

Причём здесь юристы? "тетку одурачили юристы"? А она что, своё завещание не читала? Юристы оформляют пожелание клиента, и в любом случае, бумаги не у них.

А если душеприказчик те документы зажулил, то на него и надо валить. А не на всех американцев в кучу.

Михалыч комментирует...

Я не знаю дурачили тетку или нет, я ее видел лишь на фотографии. Знаю, что, судя по её письмам, у нее последние годы не все в порядке было с головой (судя по тому что она писала в письмах). Но одно то, что мне не сообщили ни причины смерти, ни места, ни даже даты наводит на размышления.
Ну и во всяком случае порядочные могли бы выслать семейные фотографии среди которых были и мои.
А то, что у меня сложилось такое впечатление о всех американцах, то это гипербола - все таки не надо понимать все сказанное абсолютно буквально.

Анонимный комментирует...

михалыч, а Вы с "родственниками" связываться пытались? Сегодня можно ведь сделать копии этих фотографий за копейки (т.е. центы) и копии вам выслать, даже если родственникам этим оригиналы очень нужны...

Готов помочь на месте, если надо.

Михалыч комментирует...

Спасибо за доброе намерение, но это бесполезно. Это было уже четыре года назад. Не думаю, что там что-то осталось.
Тетка в Штатах жила одна,пережила двух своих мужей, детей у нее не было. Поэтому она продала дом в Нью-Джерси и переехала на север штата Нью-Йорк, где купила "бунгало" на берегу Онтарио.
В адвокатскую контору звонили мои знакомые в штатах и сказали, что связываться бесполезно.
Завещание там оформлено по всем правилам, "такая-то возьмет на себя расходы по моим похоронам и содержанию могилы и я завещаю ей всё имущество".