воскресенье, 18 мая 2008 г.

Дороги, которые мы выбираем (продолжение)

Когда я прибыл по вызову во Львовское управление внутренних дел на транспорте, которое располагалось в ту пору по адресу Вокзальная, 2, со мною побеседовал сержант, особо не внушающий своим видом большого доверия. Как выяснилось позднее, это был вновь назначенный командир взвода вновь формируемой роты по сопровождению поездов. Образование роты было обусловлено критической по тем временам обстановкой, которая была связана с прохождением через территорию СССР польских транзитных поездов «Варшава-Бухарест» и «Варшава-Варна». С поездами всё обстояло нормально, ходили по расписанию, но польские туристы имели обыкновение делать внеплановые остановки и сойдя в районе станции Давыдов, где была техническая остановка поезда заезжали во Львов, чтобы сбыть барахлишко и купить на вырученные деньги золотишко. Есть такая страсть в польском народе делать «гендель». Наши власти смотрели на подобные вояжи довольно спокойно, на границе нарушителей штрафовали за нарушение правил транзитного проезда по территории СССР (сумма штрафа была смехотворной) и этим всё и ограничивалось. Так продолжалось долгие годы пока, как это у нас часто бывает, не клюнул жаренный петух. Львовский уголовный элемент решил подзаработать на польских спекулянтах и при высадке из поезда на станции большой группы фирмачей их ограбили. Возможно, их грабили не один раз, но однажды польская туристка, которую видать сильно «обули» заявила о совершённом преступлении в милицию. Не знаю, чем закончилось расследование того уголовного дела (скорее всего - ничем), но в ту пору преступления совершённые в отношении иностранцев ставились на особый учёт и требовали принятия мер. Кто-то сверху ознакомившись с ситуацией понял, что польские спекулянты и в дальнейшем будут негативно влиять на состояние правопорядка и было принято решение лишить их возможности сходить с поезда на территории СССР. На станциях массовой высадки поляков стали устраивать засады, в результате которых сошедших с поезда поляков отлавливали и сразу вывозили домой. Как мне рассказывали ветераны подразделения, на границе их ждал «тёплый» приём родных пограничников и милиционеров, которые в то время имели на вооружении дубинки. Спекулянты ответили ударом на удар. Они перестали сходить в местах технической остановки поездов, а стали останавливать поезд стоп-краном. Причём каждый там, где ему нужно. Также практиковался сброс товаров знакомым местным жителям. Тогда в поезд посадили пограничников и милицию. По четыре человека в локомотив и в хвостовой вагон. В дальнейшем пограничников решили не направлять и ограничились милицией, для чего и было принято решение о создании специальной роты по сопровождению. Также это было связано с предстоящим через год московским фестивалем молодёжи и студентов.

Но создание подразделения это далеко не простой процесс. Ведь в ту пору служить в милиции желающих было немного. Беседовавший со мной сержант, заманивал меня зарплатой в 140 рублей и 40 рублями – командировочных, с которых по его словам не снимали подоходный налог. Многих привлекала перспектива получения жилья. Только при собеседовании с начальником, если он интересовался причинами прихода на службу, эту причину указывать не следовало. Мне квартира не светила, зарплату на заводе я получал два-три раза больше, но всё равно, в конце концов, согласился. Почему? Думаю, что меня привлекла перспектива более интересной работы, поездки в другие города, общение с людьми. В роту в ту пору брали исключительно членов партии или кандидатов, на шестьдесят человек было три комсомольца и один беспартийный.

Командиром роты был майор Д., в милицию он пришёл из комсомольских органов и занимал довольно высокую должность во Львовской средней специальной школе милиции (ныне - Университет внутренних дел), но однажды по случаю где-то принял лишку и был обнаружен лежащим в бессознательном состоянии в форме возле памятника Ленину. (Это я узнал несколько позже из рассказов других). Как следствие ему срочно пришлось искать место, по всей вероятности, выручили комсомольские связи и его взяли в транспортное управление, но с понижением. Человек он был грамотный, культурный, наверное, по интеллекту был на голову выше большинства работников милиции. Я бы не сказал, что он был выпивохой, нет. По всей вероятности, произошедшая с ним неприятность явилась следствием плохого выбора кампании, которая кинула товарища. Единственный, на мой взгляд, его недостаток заключался в «комсомольском» подходе к делу. Ну не хотелось ему вникать в дела роты. Бывали случаи, когда милиционер, не являвшись пару недель на службу, заявлял ему: «Блин, как меня задолбала эта служба, когда же можно будет отдохнуть!», на что Д. милостиво говорил: «Ну, хорошо, придёшь через неделю!» Внешне ротный был похож на генерала Хлудова из кинофильма «Бег», за глаза в роте его звали «Кучерявый».

Комментариев нет: