вторник, 5 августа 2008 г.

Эксперименты в Финляндии

На прошлой неделе в "Аргументах и фактах в Украине" была статья Георгия Зотова "Как отучить брать взятки?" Статья - нечто вроде рецепта от коррупции по опыту Финляндии. В качестве доказательства отсутствия коррупции у финнов приводится якобы проведённый корреспондентом эксперимент по вручению взятки финскому дорожному полицейскому.

=... Опустив стекло на дверце, я выглянул наружу, дохнув на представителя закона смесью трёх сортов пива. Далее всё шло по стандарту: предъявите документы, покиньте машину, дышите в трубочку.
-Вас придётся проехать со мной, - грустно сказал офицер.
-Тысячу евро, - тихо предложил я. - Прямо сейчас. И мы расходимся. Полицейский изменился в лице...
Дальнейший разговор мы продолжили уже в участке ... Ситуацию спас звонок от начальства с объяснением о совместном эксперименте, проводимом "АиФ" и финской полицией. =

Думаю, что на такой эксперимент не клюнет не только финский полицейский, но и украинский ДАИшник. Во-первых, люди берущие взятки большие психологи и они знают, когда, от кого и при каких обстоятельствах можно брать взятки, за что и в каких размерах. Везде свои таксы. Я не знаю, какая сумма штрафа за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии в Финляндии, но не думаю, что она доходит до тысячи евро, следовательно - возможна провокация. Тем более, что нарушитель сам напрашивается на неприятности. Никто не предлагает взятку, как шубу с барского плеча, как описал корреспондент свои действия, её ПРОСЯТ принять как благодарность за хорошую работу.
Ну а во-вторых, я уверен, что финское полицейское начальство предварительно разослало соответствующее указание относительно данного эксперимента. Во всяком случае у нас так постоянно делается. В последние годы моей службы в МВД у начальства была мания пугать подчинённых "летучими голландцами" как у нас обозвали специальные группы министерства, которые выезжали с целью проверки соблюдения закона. У нас, на железной дороге, правда не они не пытались дать взятку, главным образом проверяли реагирование на заявления о преступлении, однако гаишникам могли и предлагать. Ну все равно, все с самого верха, страхуются, ведь нарушение допущенное подчинённым, автоматически влечёт санкции и против руководства.
Я это написал не с целью доказать, что финской полиции служат взяточники, но, вспоминая французский фильм "Откройте, полиция!", думаю, что проблема злоупотребления властью, свойственна не только нам.
А вот с тезисом корреспондента о том, что "зарплату министрам повышать нельзя" я полностью согласен. Это только Тимошенко может утверждать, что люди берут взятки из-за того, что им мало платят. Она как и многие наши взяточники привыкла оправдовать себя именно этим. Взятки берут из-за того, что их предлагают и ответственности за них никто практически не несёт. На уголовной, ни моральной. Я думаю, у нас нет такого человека, который бы не имел знакомого, который в голос хвастался сколько он "поимел" помимо зарплаты и самое главное это не осуждается, наоборот, тот кто живёт честно чувствует себя дураком. Мне где-то в первой середине 90-х годов один мой знакомый, не взяточник, решил сделать услугу, предложил перевести меня на работу в таможню, он в то время курировал их по линии СБУ. Я поинтересовался, что за работа и какая там зарплата, услышав, что получать я там буду тысяч на десять купонов меньше, чем получал в то время в милиции, спросил его: "А собственно зачем, мне нужно идти на меньшую зарплату?" Знакомый не знал, что ответить, потом сказал: "Ну это же таможня". Больше такого разговора у нас не возникало.
Назовите мне крупного чиновника которого у нас посадили за взятки? Нет таких! А нет их потому, что они находятся "среди своих", не думаю, что кто-либо из нашей ЭЛИТЫ живёт на честный заработок. Ведь, чтобы проверить это не надо проводить следствие, достаточно сверить официальные доходы и его расходы, вот и всё. По-моему документально подтверждённого несоответствия между этими двумя показателями должно быть достаточно для увольнения любого чиновника.

5 комментариев:

Pilot комментирует...

Размер штрафов в Финляндии дифференциирован и определяется уровнем доходов нарушителя.
Превышение скорости вицепрезидентом компании Нокиа пару лет назад обошлось нарушителю в 125 тысяч евро.

Михалыч комментирует...

Не, я и не говорил, что финны дураки, очень разумно. Я в восторге. Малообеспеченного человека остановит возможность заплатить штраф в 100 евро, а с миллионеров нужно брать так, чтобы они не думали, что им всё можно.
Однако для россиян у них правила вероятно другие. Возможно, что откажут в визе.
Вообще наказание должно быть сугубо индивидуальным, кому-то большой штраф, а кому-то и наказание розгами

Анонимный комментирует...

Magnus:

>Однако для россиян у них правила вероятно другие. Возможно, что откажут в визе.

Довольно многие из Питера отмечают, едут по нашей территории, вокруг на дороге страшный бардак, как только пересекают границу наши ведут себя на тишь да благодать.

Прочитал заметку, как изложение своих мыслей.
По поводу повышения, зарплат, вопрос к сторонникам повышения зарплат, какая должна быть "нормальная" зарплата, например, у опера, если ему предложат, допустим, за 70 тыс. долл. не довести дело до его возбуждения в качестве уголовного дела?

Кстати, Михалыч, интересно, а какая сейчас зарплата в Украине у низовых работников милиции: участковые, оперы в районных отделах, т.е. примерный порядок?

Михалыч комментирует...

когда я увольнялся в 2002 году, мое денежное содержание (все выплаты за звание, должность, выслугу лет, секретность, за особые условия и секретность) составляли около 100 евро. Правда полагались ещё выплата 33% премии и ещё какие-то надбавки и процент от положенной пенсии, но они не выплачивались "в связи с отсутствием средств". Т.е. их получало только руководство управления. Точно сказать, сколько получают работники милиции сейчас я точно не знаю. Думаю, что опер.не имеющий солидной выслуги получает порядка 200-350 евро. (1500-2000 грн.)
Относительно "закрыть дело" за 70 тыс. у.е. Ни один рядовой опер, ни у нас ни в России, таких взяток не берёт. Он имеет возможность нажить себе то, что ему предложат при задержании, до регистрации происшествия в соответствующем журнале. После регистрации вопрос решается руководством отдела и следователем. Следователь является процессуально самостоятельным лицом и может что-то нажить, но солидное дело стоит на контроле у руководства, поэтому в любом случае ему надо делится с начальником следственного отделения - отдела, прокуратурой и выше. Он, конечно, может "угробить" дело, но я уверен, что всё под контролем у руководства. Тут сложно что-то исправить, ведь на руководящие должности людей назначают за деньги и они их стремятся вернуть с процентами. Думаю, что так было и раньше, однако со времени развитого социализма взятки стали брать и за приём на работу в милицию рядовых сотрудников начиная с самого низа.

Анонимный комментирует...

Ага, спасибо.